Падь Крестовая, Саган-Заба, Аинские пещеры


2019 год:

Денис (гранта) :

Альбом по поездке — https://vk.com/album-135164506_262399604

Отчёт о поездке на выходные 16-17 февраля. 
Всё начиналось по плану со встречи около 9 утра в субботу. Все выехали нормально, доехали до кафе Юрта в Еланцах, обедали ждали всех. Тут и узнали, что одна из машин, с нашим проводником из-за поломки не может продолжить участие – и дальше мы сами по себе. 

Наш экипаж только один решает ехать примерно по программе – в бухту Ая. Остальные сразу в место размещения – на базу в Крестовский, с целью доехать на коньках до Саган-Забы. 

Сворачиваем с ольхонской трассы перед орлом в сторону Ая. На эту дорогу в этой поездке больше не вернёмся. Сначала нахожу смотровую точку с красивым видом с высоты направо на Ая и налево на Улан-Нур. Затем, спустившись в саму бухту Ая, видим не слишком интересный лёд, да и съездов тут не наблюдается. Переваливаемся по земле в устье р. Анга. Здесь лёд уже интереснее, в нём замёрзло много разной растительности. Немного кружим по льду – выезда из бухты нет, везде торосы. Но народ здесь уже присутствует, и фотографы и конькобежцы. Переезжаем ещё дальше – в залив Бегул. Здесь ни души, но при этом оказался самый лучший лёд, проводим тут время почти до заката – кто-то катается на коньках, кто-то по-другому развлекается на отличном льду. Он, кстати, часто и сильно гремит. Ближе к вечеру собираемся и пытаемся штурмовать перевал в следующий залив Бирхин. Но это уже сложно – крутовато и заснежено, явные следы от разворотов. Дальше движемся в сторону трассы, пока не нахожу хороший сворот в нужную нам сторону на юг. Здесь тоже не всё гладко, но после надевания цепей становится всё равно на снежные трудности. Тут появляется связь, оказывается нас уже потеряли. Но у нас всё в порядке, едем в сторону базы. Предупреждают о том, чтобы не ехали по некой верхней дороге, но я понятия не имею, что это значит. Как оказалось позже – нижняя дорога идёт из деревни Тырган, а верхняя из Нарин-Кунта, в которую мы как раз выехали, и сами того не зная поехали по верхней. Особых трудностей не было, только паутина дорог не всегда позволяет сразу определиться с поворотом. Уже ближе к спуску к Крестовскому мне звонят – нас поехали встречать, и тут узнаём, что мы оказывается на верхней дороге и спуск будет в снегу. Немного посмотрев на спуск решаю вернуться обратно, и тут навстречу выезжает встречающий икстрейл, с которым совместно решаем прорваться на спуск здесь без возвратов. Без особых проблем спускаемся (могли бы и сами), доезжаем до базы, и как раз успеваем на ужин. Размещаемся в домике без света, зато натопленном, как баня. Даже сложно было уснуть в такой жаре, но это лучше, чем мёрзнуть утром. 

Воскресенье 17 февраля. Почти успеваем на рассвет, красиво. В ходе завтрака большинство решает двигаться в сторону Бугульдейки по льду. На базе обнадёживают – в ту сторону хороший лёд, без трещин. В итоге выезжаем на лёд тремя машинами – мы на гранте, мицубиши и лексус. Дорога и правда без особых трудностей. Кое-где преодолевали маленькую трещинку, но никто не испытал проблем. Красивые виды, местами очень хороший лёд попадается, некоторые едут на коньках параллельно машинам. Мне больше всего понравился вид на мыс Бора-Елга. Чем ближе к Бугульдейке, чем больше торосов, в итоге съезжаем в деревне Куяда (Малая Бугульдейка). В итоге проехали почти 30 км за 2 часа по льду. Кто-то ещё здесь катается на коньках, а мы сразу едем на мраморный карьер. На повороте на карьер удивительно мало снега, мне до этого никогда не удавалось зимой подъехать к нему вплотную. Сам карьер с годами не меняется, но есть на что посмотреть тем, кто не бывал. Ожидал здесь увидеть ушедший вперёд мицубиши – но он видимо свернул в сторону трассы. А мы спускаемся в саму Бугульдейку, здесь на берегу оживлённо – достаточно много машин и людей на берегу и на льду. Но пригодных мест для катания не видно, так что перекусываем и двигаем в сторону дома. Ездить одной и той же дорогой туда и обратно я не люблю и сворачиваю на Куртун, от него начинается дорога в Малое Голоустное. До которого едем часа 3, средняя скорость 15-20 км\ч. Но стоит отметить, что она стала лучше за пару лет, по крайней мере зимний вариант, и более наезжена. К городу подъезжаем ближе к 6 часам. 
По навигации – на всём маршруте после поворота с трассы обычные навигаторы бессильны. Ориентировался везде по советским картам Генштаба, они гораздо надёжнее. 

Мои впечатления от поездки очень хорошие. Хоть и не всё удалось выполнить по плану, всё равно увидели очень много. Всё-таки байкальский лёд неповторим. А ещё, для меня это был первый опыт самостоятельного ориентирования на льду. Сложности в лесу мне по-спортивному интересны. 

Нитка маршрута: Иркутск – Еланцы – б. Ая – Усть-Анга – зал. Бегул – д. Нарин-Кунта – Крестовский (верх. дорога) – (по льду) Куяда (Малая Бугульдейка) – мраморный карьер – д. Бугульдейка – д. Куртун – с. Малое Голоустное – Иркутск 

2017 год:

Первые фото Ани Переваловой с поездки в эти выходные: 
https://yadi.sk/d/7hdMBCQm3G8uSN

от Татьяны Дружининой:

Свежые, как пирожки из печки, впечатления от поездки по маршруту бухта Ая- падь Крестовая- Бугульдейка. 

Одна из самых душевных поездок получилась! Красивые места+ сплошь приятные люди. Про красоту байкальского льда и окрестных пейзажей писать бессмысленно. Это надо видеть. А вот про людей стоит сказать пару слов. Во-первых гид-проводник-супермен Семён. Знает, а главное любит, кажется каждый камушек в тех краях. Рассказывает интересно, в том числе о вещах, про которые в интернетах ничего не найти. С ним мы посмотрели на петроглифы оставленные древними, и не очень древними, людьми… вдоволь накатались по льду…. попрыгали по окрестным сопкам в поисках заветной сотовой связи…. 
Во-вторых отмечу радушную хозяйку турбазы в пади Крестовой. Наивысший уровень гостеприимства, недаром туда по несколько раз возвращаются гости. Особенно, мы так поняли, любят это место интуристы. Максимально простая и сытная русская еда, уютные номера, жаркая баня. Это вам не попсовая турбаза на МРС! Захотелось приехать туда летом. 
Ну и в третьих, отмечаю и говорю спасибо всем попутчикам. Все были на одной волне- наслаждения отдыхом. Особенно спасибо моему экипажу- Александру, Борису и Наталье.

Наталья Шубина: Татьяна, подписываюсь под каждым словом! А какой был рассвет воскресным утром… Рада знакомству с замечательными «Иксовцами»! СПАСИБО всей компании за фантастические выходные!

2016 год ( руководитель Елена Моргаева:

Фото от Татьяны в нормальном качестве (Крестовая-Ая): 
http://ok.ru/profile/192441081621/album/816907203349

Татьяна Крылова: Поездка на Байкал (Падь Крестовая — Саган-Заба — бухта Ая) -УДАЛАСЬ.Все получили огромный запас положительных эмоций и адреналина.Спасибо всей команде,организаторам,Олегу,Елене ,проводнику Семёну ,его помощнику Антону.Удачи всем ,хорошего настроения и всем нам новых интересных путешествий. ещё один момент из нашего путешествия (по пути с бухты Крестовой к мысу Саган — Заба 

https://vk.com/video250492748_456239018

От Елены:

На Байкал съездили, и вправду, чудесно! Узнали много подробностей о местах между Мысом Крестовский и Бухтой Ая. Очень красивый берег. Утес Черный. Утес Саган-Заба (Белая Скала) – заметно выделяется на побережье. Большие и маленькие гроты, наскальные рисунки – петроглифы впечатлили! Интересные рассказы нашего проводника Семена о тех местах. 
Могучее ледяное спокойствие и сила Байкала. И если остановиться и прислушаться к природной тишине, то тогда казалось, что время замерло и ты как будто в вечности. 
Лед очень красивый! И торосы. Их мы штурмовали и пешком и на машинах. И это тоже было приключение! 
Бухта Харюзовая, Залив Бирхин, Бухта Усть-Анга. Горячим чаем и разными вкусностями мы наслаждались прямо под ярким солнцем на льду Байкала. А в Бухте Ая мы выбрались на Землю. 
И тут штурм снежного перемета. Влипли по самый верх колес! Зато выходить из высоченной машины было очень удобно 😉 Открыл дверь – и вот он – «асфальт»! Вышли, огляделись и тут увидели как вторая машина, метрах в 30-ти от нас, штурмует снежную «засаду». В общем, нас сидело уже две машины. Но мы не переживали. Мы были в надежных руках и поэтому улыбались и думали о том, что три машины в ряду смотрелись бы еще эффектнее 😉 Но третий не поехал. Он пришел и всем помог. Лебедка, лопаты, камни под колеса и вот мы уже поднимаемся на скалы у Бухты Ая. 
Желающие нырнули в пещеру. Вынырнув, были очень довольными 🙂 Кому больше хотелось погулять по скалам – гуляли. Виды красивейшие! 
А потом мы попались под «горячий» фотообъектив нашей Татьяны, и случилась потрясающе веселая фотосессия.  
Я очень довольна поездкой! Постоянно видела радостные лица наших любителей приключений, и было теплее, чем от солнца 🙂 Спасибо всем участникам нашей вылазки за отличную компанию! Благодарю наших проводников Семена и Антона за интересную экскурсию! Спасибо нашему бессменному организатору Олегу за такой чудесный день! 
И спасибо Батюшке Байкалу, что пустил 🙂

Любовь Лаптева — Всем доброго дня! Загрузила фото с нашей замечательной поездки на Байкал-Падь Крестовая — Саган-Заба — бухта Ая-пещера Ая.Незабываемые впечатления от этой поездки-море-позитива, новых впечатлений!!! Всем участникам поездки большое спасибо, за такой позитивный настрой и дружескую атмосферу! Конечно ОГРОМНОЕ СПАСИБО НАШИМ ОРГАНИЗАТОРАМ- ЛЕНЕ, ОЛЕГУ и проводникам Семену и Антону.И всем до новых встреч!!! 
http://vk.com/album-768017_229267582

Мой фотоотчёт о поездке (Бухта Крестовая — Саган-Заба — бухта Ая) 
https://www.youtube.com/watch?v=5dyYEZyjLVY

2015 год:

Кратенько о поездке 21-22 марта (Падь Крестовая -Бухта Ая) 
Меня вызвали на работу в субботу и отменился из-за ледовой обстановки «Табун Ветров» в Бугульдейке. Поэтому мероприятие немного сократилось. Выехали вчетвером на уазике в 18.10 из города. В Баяндае заправили полный бак и примерно в 9 были в Петрово. Дорогу в Крестовую я знал и указатели там стоят, но по темноте все-таки мы заблудились в этой степи (один поворот почти полностью замело и дважды проехав мимо я его не нашел). Пришлось фермера (к которому мы постоянно выезжали) просить, чтоб указал нам дорогу на ниве своей. На легковых там без сопровождения не проедешь (+ ручей там разлился по долине). Только к 11 вечера мы были у Копыловых. Опять мы были единственные на турбазе. Нас ждал шикарный ужин из дикого мяса и котлеты из домашней говядины. Ну там блины, варенье и прочее, прочее. Адель Константиновна нам рассказывали о жизни на Байкале. Ночевали на фермерском хозяйстве в домике с печкой. Звезды красивые, Женя нас на гитаре развлекал вечером. Утром позавтракали, съездили посмотрели на саму базу «Крестовая падь» и лежащий огромный гранитный жернов на берегу. 
Нашли спуск на лед и поехали до Саган-Забы. Следы были, дорога видна, доехали быстро. Посмотрели писаницы, залезли в пещерку для медитации, бычков на дне попугали и дальше. Дорога пошла похуже, следов меньше. Много торосов и путь проложен прямо под скалами. Заливы пересекали наперерез. Встретили по пути встречный хивус с туристами (они ехали до Листвянке с Хобоя), рассказали нам о утонувшем микроавтобусе с сыном Януковича. Впечатлили скалы и льды перед устьем Анги, уазик еле протискивался между ними. Ангу пересекли тоже поперек и дорога там кончилась. В саму бухту Ая пришлось через торосы прыгать. Перекусили и залезли в пещеру Ая. Посмотрел я — вроде народ бойкий и повел их в «Рядовую». Но там, как узости начались, я испугался неподготовленных тащить по ним ( и времени мало оставалось). По пути назад спустились в долин Анги — там тоже рисунки наскальные посмотрели, поужинали в Бригантине. Выехали в 6 вечера и в 20.30 были в городе. 
Думаю, приключение удалось. 
Фотки от Риты и Вали: https://fotki.yandex.ru/users/eridy/album/472973

от Риты — полный вариант: https://fotki.yandex.ru/users/eridy/album/472981/?